Областной конкурс творческих работ «Времена года»

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа "Город Архангельск"

"Средняя школа №17" 

 163061, г. Архангельск, ул. Воскресенская, 106 кор.2

                                                                                                                                                                 20-31-08 - директор

                                                                                                                                                            23-95-76 - вахта    

                                                                                                                                                        23-95-81 - завуч

                                                                                                                                                                     20-36-40 - канцелярия

                                                 

                                                                                 e-mail: school17-arh@mail.ru 

Областной конкурс творческих работ «Времена года»

 

Областной конкурс творческих работ «Времена года»

 

 

С 1 февраля по 22 мая 2020 года в Музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» проходил областной конкурс творческих работ «Времена года» для учащихся 1-11 классов и студентов, посвященный знакомству с пейзажами русских художников XIX-XX вв. 

В Конкурсе приняли участие более 200 учащихся 1-11 классов и студентов из 17 образовательных учреждений города и области.

Участникам конкурса старшей возрастной группы (учащимся 9-11 классов и студентам) было предложено написать «Эссе-размышление» об одной из картин коллекции Музейного объединения. 

Ученицы нашей школы, Суслова Елизавета и Евсевьева Юлия приняли участие в этом конкурсе.

23 мая были объявлены результаты. Наши десятиклассницы стали Победительницами во всех Номинациях!

«Лучшая работа» - Суслова Елизавета

«Специальный приз» - Евсевьева Юлия

Познакомьтесь с их работами! Уверена, это доставит Вам такое же удовольствие, как и компетентному жюри!

 

Суслова Е. Картина «На окраине Архангельска» И.С.Котова

 

 

«Искусство есть заражение чувствами других людей»,- так говорил Лев Николаевич Толстой о творческой деятельности художников, артистов, скульпторов, музыкантов. Я могу лишь согласиться со словами великого русского писателя и поразиться его умению передавать глубокие мысли с помощью нескольких точных простых слов. В самом деле, что, как не быстрый, но ощутимый прилив эмоций, заставляет человека внезапно остановиться посреди картинной галереи и задуматься о чем-то личном, внимательно рассматривая ограниченное золотой рамой произведение искусства? Именно такое необычное чувство вызвала у меня картина Ивана Семеновича Котова «На окраинах Архангельска». Чтобы лучше понять смысл произведения, я решила узнать о жизни художника.

Иван Семенович родился в Калужской области, далеко от северных ветров и суровой погоды, но это не помешало ему всем сердцем полюбить наш родной край, когда он приехал в Каргополь после окончания художественного училища. Произведения мастера не сводятся к одному жанру, среди них есть и запоминающиеся портреты, и картины на историческую тему, и реалистичные пейзажи. Особое место в творчестве Ивана Семеновича занимают изображения северной природы, передающие необыкновенную красоту такого обычного для нас, жителей Поморья, и такого удивительного для приехавших из средней полосы России явления, — белых ночей.

«На окраинах Архангельска» - это городской пейзаж, запечатлевший момент повседневной жизни советских людей, возможно, один из самых приятных — возвращение к семье после окончания рабочего дня. На фоне перламутрового кружевного неба выделяются свежие пятиэтажки карамельных оттенков лимона и персика и невысокие, но еще крепкие деревянные дома-старички, дремлющие в сочной июньской зелени. Внимание зрителя приковывает серебристо-серая мостовая, занимающая большую часть картины и простирающаяся далеко вперед. Кажется, что достаточно сделать шаг, чтобы ощутить прогибающийся под ногами настил и почувствовать запах солнечных свежеструганых досок, готовых к превращению в стены нового дома. Даже сегодня этот контраст устаревшего, но прочного, и современного нового — неотъемлемая часть образа Архангельска. С какой бы скоростью ни пролетали года, многие вещи долго остаются неизменными — такие мысли рождаются, когда взгляд устремляется вдоль мостовой к далекому горизонту и тут же останавливается перед людьми, идущими навстречу зрителю. И снова можно увидеть сопоставление юного и старшего поколений: маленькая девочка в красном, крепко взяв маму за руку, идет вперед. Иллюзию движения создают крупные густые мазки, передающие ощущение устремленности в будущее.

Зритель невольно вступает в мысленный диалог с автором. Что хотел сказать нам художник? Какие чувства он испытывал, в очередной раз приступая к работе? Возможно, он думал о том, как незаметно проходит время, как быстро то, что казалось передовым вчера, уже сегодня становится несовременным. Или он стремился показать, как важна связь разных поколений, ведь без опоры на прошлый опыт невозможно совершить рывок в будущее. А может быть, автор хотел изобразить эпизод из обычной жизни людей того времени, в котором жил сам и которым так дорожил. Можно долго пытаться узнать, каков же на самом деле был замысел художника, но одно можно понять сразу — это чувства, которые охватывают тебя при взгляде на картину. Для меня это ощущение чего-то родного и близкого, несмотря на то, что в то время не было на свете даже моих родителей. Родного — потому что это мой город, то место, где я родилась и выросла, близкого — потому что то, что изобразил художник — это реальность, части которой и сейчас я вижу в окружающей жизни. Невозможно не почувствовать той любви, которую автор вложил в свое произведение. Но это не любовь к себе, которая рождается из гордости за успешно воплощенный замысел, а любовь к своему времени, тогда еще настоящему, а сейчас уже прошлому.

Усердная работа над картиной продолжалась с 1962 по 1963 года. Подумать только, совсем недавно, первым на всей планете совершил полет в космос наш космонавт — Юрий Гагарин! Страна испытывала необычайный духовный и творческий подъем, будто открылось второе дыхание, каждый верил в светлое, справедливое будущее, которое, казалось, уже на пороге. Конечно, во времена Советского Союза были и значительные недостатки: известный всеохватывающий дефицит, напряженные отношения с другими государствами, ограниченность личной свободы и многие другие. Однако, несмотря на очевидную противоречивость того времени, я бы не отказалась от невероятной возможности оказаться там, я бы непременно ею воспользовалась: какие бы жаркие споры не разгорались по поводу того, какое из времен лучше, никогда не сможешь узнать, кто прав, пока не увидишь собственными глазами, хотя и в этом случаем велика вероятность запутаться еще больше. Но пока машину времени изобретают лишь в фантастических кинофильмах и на страницах пахнущих типографской краской книг, мы можем только слушать рассказы своих бабушек и дедушек, читать научные статьи и школьные учебники, чтобы хоть немного приблизиться к истине.

Интересно, многие современные юноши и девушки захотели бы перенестись в общество без социальных сетей, гаджетов и потребительского изобилия? Есть ли в том времени нечто ценное, утраченное нами безвозвратно? Глядя на «Окраины Архангельска», я понимаю светлую романтику, искренность, чистую наивность шестидесятых, то, чего не хватает в нашем рациональном практичном мире двадцать первого века.

 

Евсевьева Ю. «По волнам вдохновения»

Картина «Парусник у берегов Крыма в лунную ночь» И.К. Айвазовского

 

 

Море… Прекраснейшая и невероятно переменчивая стихия… Не многим художникам покорялись эти своенравные волны. Но все мы знаем мастера, чьи работы знает и любит весь мир – Иван Константинович Айвазовский.

Когда в списке конкурсных работ я увидела «Парусник у берегов Крыма в лунную ночь», я не смогла пройти мимо. Для меня морские пейзажи Айвазовского – неисчерпаемый источник вдохновения, они завораживают меня своей атмосферой. Многие современники Айвазовского упрекали его в однообразности сюжетов, но я с ними не согласна. Ведь каждая работа художника - очень точное изображение состояния моря, а море не имеет двух одинаковых состояний, оно очень переменчиво. И хоть на первый взгляд у Айвазовского много похожих и даже одинаковых картин, но стоит присмотреться – и ты всегда увидишь что-то новое: новый волшебный оттенок волн, поражающий своей чистотой, новое небо, закрытое тучами или свободное от них, а может даже уловишь новую, неизвестную эмоцию, и попытаешься её разгадать.

Итак, «Парусник у берегов Крыма в лунную ночь». При взгляде на это произведение меня обуревают совершенно разные чувства: от ощущения печального одиночества до восхищения открывшимся морским пейзажем. Айвазовский с изумительной точностью передаёт эффект лунного света, пишет луну, окружённую лёгкими прозрачными облаками. Иллюзия лунного сияния над ночным морем показана художником с таким покоряющим волшебством, что кажется, будто бы сам воздух соткан из лучей лунного света. Несколькими мазками тонкой кисточки Айвазовский с уверенностью рассыпает лунные блики на воде, искусно создаёт изящную лунную дорожку, едва перебиваемую гребнями волн: игра лунных бликов на воде придёт волшебное сияние и блеск всей композиции. Не стоит забывать ещё об одном герое произведения – паруснике, что стоит у берега. Он, облитый золотыми лучами красавицы-луны, мирно покоится на воде, символизируя так воспеваемое романтиками одиночество. А полная луна, освещающая прибрежные волны - символ чего-то мистического, что придаёт произведению ощущение некой тайны и загадочности.

Этот яркий, загадочный лунный свет будто гипнотизирует меня, унося мои мысли в тот залив на берегу Крыма, прямо по сияющей лунной дорожке. Что скрывает эта тихая, спокойная вода? Что таится в этом сказочном сиянии? Не думаю, что луна желает раскрытия всех своих тайн, а потому просто любуюсь игрой бликов на прибрежных волнах. Осматриваюсь и понимаю, что оказалась на том самом паруснике. Тут же возникают новые вопросы. Что этот парусник делает один, так далеко от берега в темное время суток? Почему у него опущены паруса, как будто он уже пришвартовался, но он как будто дрейфует вдалеке от других судов, нашедших свой ночлег? Закрываю глаза, вслушиваюсь в шум волн, и всё становится ясно. Парусник действительно символ одиночества, как говорится, одиночества в толпе. Ведь на заднем плане мы видим множество других судов, так от чего же наш парусник не присоединится к ним? В том то и вся горесть – вокруг множество самых разных кораблей, а наш герой, видимо, устав бороться с окружением, как с сильным ветром и спустив свои паруса, находится в отдалении от них, одинокий и покинутый. Не исключено, что художник как бы заключил себя в образе этого парусника. Ведь у любого художника в любое время всегда найдутся как почитатели, так и противники его творчества, и Айвазовский, будучи художником мирового уровня, не мог не иметь таких противников. Но, может, он не пытался понравиться всем, а просто абстрагировался, как и парусник, оставляя свое творчество на суд почитателей, как парусник подставляет свой борт под ласковые лунные лучи. Стоит также обратиться и к названию произведения: не случайно художник называет своё полотно «Парусник…», лишний раз акцентируя внимание зрителя на нём. Айвазовский мог выбрать любое другое название для полотна – «Ночной берег Крыма», к примеру, или же просто «Лунная ночь», но пожелал и в названии дать нам подсказку о главном герое произведения.

Этот пейзаж оказывает на меня поистине какое-то гипнотическое воздействие: раз на него взглянув, я долго не могу оторвать взгляд. И дело здесь не в фееричном переливе оттенков, а в той атмосфере таинственности, создающейся мистическим сиянием полной луны. Она манит меня, завлекает к себе, и я не могу ей сопротивляться, снова и снова пытаясь постичь все загадки прекрасной лунной ночи.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения