Продолжая рассказ о школе, невозможно не оценить огромной заслуги в воспитании творческого педколлектива первой администрации — директора Т. Л. Пановой, завучей М. В. Балабиной, Н. А. Мочаловой, В. П. Болдуевой, Т. Н. Бутаковой, организатора 3. И. Марковой, секретаря партийной организации Р. М. Фомичевой. Первым всегда труднее, но они, не считаясь с личным временем, всю энергию, знания, сердца отдавали детям и учителям.
«Фундамент школы» был заложен на совесть и надолго! Талантливыми организаторами внеклассной работы со школьниками были А. А. Агафонов и позднее О. Г. Печникова. Выпускники тех лет никогда не забудут «Веснянок», конкурсов бальных танцев, походов, вечеров.
Плеяда прекрасных, вечно ищущих новое вожатых прошла становление в школе -- это Ж. Е. Булатова, Н. Е. Онякова, Е. Ю. Волыхина, И. Ю. Иванова, И. Е. Рябкова. Это они, молодые талантливые старшие друзья ребят, взяли на себя не только заботу об интересной поре детства, юности, но и ответственность за их радости и волнения. Многие поколения выпускников благодарны им за это.
1991 - 92 учебный год вошел в историю школы как настоящий заслуженный праздник — школа стала победителем первого областного конкурса «Школа года-91» .и вышла в число лучших школ России. Ей вручили диплом Академии наук за номером 1. Педколлектив не стоит на месте. Третий год школа работает по программе непрерывного развития личности (автор - администрация школы). Основная задача переходного периода: от школы развития - к новой многопрофильной школе, реализация системы непрерывного образования и перевод его на новую культурную и развивающую базу, обеспечивающую становление личности и развитие способностей школьника на всех этапах развития.
Исключительная роль в решении данной задачи принадлежит учителям. Из 75 педагогов - 22 награждены значком «Отличник просвещения»; имеет звание «Заслуженный учитель РФ» Мартынова Антонида Аркадьевна, учитель начальных классов; прошли аттестацию и получили высшую категорию 13, первую категорию -- 17 человек.
Познакомимся поближе с учителями - мастерами своего дела. В школе раннего развития Л. П. Долбня и Л. А. Чебыкиной царит доброжелательная обстановка. Цель занятий — ранняя адаптация детей к школе, активизация процессов внимания, памяти, мышления. Людмила Петровна работает 4-й год по системе Л. В. Занкова. Огромная заслуга в становлении творческого коллектива 3«Г» класса принадлежит энтузиасту своего дела, молодому педагогу Е. Ю. Волыхиной. Учащиеся этого класса углубленно занимаются спортивным бальным танцем (руководитель А. Л. Антонов), участвуют в городских и областных отборочных конкурсах в классах «О», «Е». В конкурсе «Школьный вальс» в 1994 году наши танцевальные пары показали себя совсем неплохо, дойдя до выступлений полуфинала. На базе класса создан фольклорный ансамбль, который изучает народные песни, танцы, обычаи. Активными членами клуба «Толк» при театре кукол являются учащиеся начальных классов (учителя Л. А. Чебыкина и Т. Т. Фомичева). В младших классах продолжает работу коллектив детского театра (рук. воспитатели Т. И. Некрашевич и И. А. Самсонова), который прославился постановкой спектакля «Три поросенка». Шесть лет осуществляла развитие личности школьников Н. А. Лустина через познание окружающего мира, через туристско-краеведческую работу, программу которой сама составила. Учащиеся В. В. Афанасьевой хорошо овладевают приемами мыслительной деятельности на уроках математики и конструирования.
В школе введено изучение иностранных языков (английского, немецкого, французского) с первого класса. В. В. Морозова, В. П. Попова участвовали в разработке методичек по иностранному языку для начальной школы. Уроки этих учителей: можно сравнивать с ярким и увлекательным спектаклем. Творчески работают с малышами и молодые учителя иностранного языка Т. Р. Полоскова и Н. В. Абрамова (выпускники нашей школы). Набираются опыта и молодые учителя начальной школы: Л. В. Новикова, Т. В. Ноговицына, Е. Ю. Вызова, О. Ю. Насамбаева. Человечность, требовательность, широкий культурный кругозор — отличительные черты этих учителей.
Уроки Л. Н. Корытовой, А. Г. Казаковой, Л. М. Киевской учат детей любви, доброте, сердечности, верности и преданности самому святому и дорогому в жизни человека-матери.
Ветераны педагогического труда, учителя-новаторы, мастера своего дела - так можно охарактеризовать А. А. Мартынову и И. В. Афанасьеву. Каждый новый урок - это открытие для ребят. Выпускники данных учителей отличаются глубокими, прочными знаниями. Большой след в их памяти оставили учителя начальных классов Р. В. Агафонова и О. С. Замараева, которые сейчас на заслуженном отдыхе, но связи со школой не теряют. Методической работой дружного творческого коллектива начальной школы руководит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ершова Анна Яковлевна - умный, трудолюбивый, интеллигентный учитель учителей.
Слава 17-й школы — в творческом коллективе первых учителей - Хороший учитель — личность неповторимая. Таких педагогов в среднем и старшем звеньях большинство. Вопросы обучения решают люди больших знаний и большой культуры. Что характерно для сегодняшней школы? В первую очередь — новый подход к обучению учащихся. Создаются объединения творческих групп учителей. Например, разрабатывая тему «Межпредметные связи в процессе обучения» учитель физики В. М. Петров и учитель биологии Е. Б. Соловьева провели бинарные уроки по теме «Силы в природе»; учителя химии Л. А. Истомина и И. А. Самыловская, а также учителя биологии Е. Б. Соловьева, Н. В. Чащина совместно с учителями географии А. П. Бондарь, В. А. Пастуховой объединились в работе над экологическим образованием школьников. Учитель музыки Л. С. Викторова и учитель литературы Р. К. Шкендра — в проведении бинарных уроков по теме «Сказка в литературе и музыке».
Во-вторых, произошло обновление содержания образования с учетом его экологизации. Изучая «Историю культуры Архангельского Севера» (автор Л. П. Лопатина - учитель русского языка и литературы), пробуждаем интерес учащихся к истории культуры своего края.
Одновременно с пересмотром фундаментальных основ прежней школы памяти были введены элементы современной профессиональной подготовки, заключающейся в преподавании основ рыночной экономики (маркетинг, менеджмент, ценные бумаги, бухгалтерский учет) и создании прочной связи с высшей школой (с Всероссийским финансово-экономическим институтом). Третий год успешно овладевают программой учащиеся экспериментальных классов учебного комплекса ВЗФЭИ.
Четвертый год учитель физики и информатики Н. Н. Перекопский внедряет в практику программу «Пилотной школы». Учащиеся изучают спецкурс «Экономические приложения к ЭВМ».
Выпускники бизнес-классов, как говорят шахматисты, думают на несколько ходов вперед. Уже умеют отличать «липовых» бизнесменов, обожающих публичные скандалы как средство достижения дешевой славы, от честных предпринимателей, которые закладывают будущее российского бизнеса. Созданию таких классов способствовало высокое мастерство учителей-предметников: математики — 3. А. Цейтлиной, Е. Е. Шубиной, Е. М. Перекопской, географии - А. П. Бондарь, права и истории Р. М. Фомичевой; учителей иностранного языка Н. А. Мочаловой, Л. Г. Смирновой, Т. М. Клевакиной, В. В. Морозовой, В. П. Поповой, В. А. Смоль; черчения — В. М. Киселевой; русского языка и литературы Г. М. Бирюзовой, Л. П. Лопатиной, Н. В. Илимурзиной. Методической работой в старших классах руководит творческий завуч Е. М. Перекопская.
Развивая художественно-прикладное направление, мы укрепляем содружество школы народных ремесел В. Н. Бурчевского с нашей школой. По окончании школы учащиеся получат специальность «подмастерье северных ремесел» и направление на дальнейшее обучение в художественно-технический лицей, педучилище, ПГПУ (индустриальный факультет).
На развитие личности ребенка большое влияние оказывает и внеклассная работа по предметам, проводимая в школе. Учителя русского языка Т. А. Ртищева, В. В. Сидоренко, Е. В. Деарт, О. П. Колмакова, Т. М. Розова ежегодно проводят конкурсы знатоков русского языка, уроки-концерты, уроки по развитию речи, уроки творчества и пр., а инициатором всех этих интересных дел является руководитель методобъедине- ния учитель русского языка и литературы Г. М. Бирюзова. Галина Михайловна провела цикл уроков по теме «Серебряный век русской поэзии» и работает над темой «Ономастика и народный календарь». В этом году в школе была открыта литературная гостиная, организаторами которой явились Л. П. Лопатина, Л. С. Викторова и А. Быкова. Учащиеся и учителя с интересом слушали исполнение авторских песен на слова учителя литературы Т. Н. Бутаковой и архангельских поэтов. Особенно заставили волноваться слушателей стихи Л. П. Лопатиной. Думаем, что литературная гостиная - новая традиция в школе.
Учителя математики В. А. Пьянкова, Н. А. Брагина, И. А. Марченкова, Л. Ю. Каторина, С. Ф. Новикова, О. Г. Печникова, Е. Е. Шубина под руководством 3. А. Цейтлиной много внимания уделяют внеклассной работе по математике. Систематически в дни декад математики проводятся различные КВН и игры «Поле чудес» для старшеклассников, игра «Что? Где? Когда?», математические турниры, игра «Звездный час», математический брейн-ринг и др. Внеклассная работа по предметам расширяет и углубляет знания учащихся, что способствует успешной сдаче экзаменов.
Творческий подход к урокам и внеклассной работе учителей обслуживающего труда Г. П. Зайцевой и Л. Т. Стрижовой способствует профессиональному развитию учащихся. Учителями разработаны программы по художественному вязанию в 5—б классах, художественной вышивке в 7 кл., по основам швейного производства в 10 кл. Проводят конкурсы: украшающие швы на изделиях, вышивке, по вязанию. Устраивают выставки лучших швейных изделий.
Вся внеклассная работа в классах направлена на достойную встречу 50-летия Победы над фашистской Германией. Активное участие в этом принимают учителя истории Г. А. Санькова, Е. А. Рудакова, Р. М. Фомичева, Е. В. Агафонова, А. Я. Ершова. Г. А. Санькова со своими учащимися переоборудует комнату боевой славы 23-й гв. дивизии, в которой проводятся уроки мужества, памяти, беседы и встречи с ветеранами.
Говоря о спортивной внеклассной работе, надо отдать должное учителям физического воспитания С. Н. Аристовой, Н. И. Уварову, В. Н. Вялых, Т. Р. Зайцевой и преподавателю ОБЖ Н. А. Немкевичу. На их счету и школьные дни здоровья, и соревнования, и спортивные праздники, и оборудование ^зала атлетической гимнастики. Команда школы № 17,в 1994-й заняла II место в спартакиаде, в эстафете и четырехборье. Но особо надо сказать о туристической работе, проводимой В. Н. Вялых. Ребята, занимающиеся у Виктора Николаевича, по-настоящему увлечены туризмом, овладевают туристическими навыками, совершая походы различной сложности.
Всей внеклассной работой руководит молодая талантливая выпускница школы Е. В. Агафонова в содружестве с вожатыми И. В. Рябковой, И. Казиной. Особенно западают в душу праздники, постановки, режиссером которых является Елена Витальевна, такие как: Праздник последнего звонка, выпускной бал, новогодние сказки, День знаний, конкурсы больных танцев, «Веснянки». Учащиеся школы любят своего старшего друга, каким является Е. В. Агафонова.
Выпускники школы помнят и любят учителя рисования В. С. Куневич, которая много лет проработала в нашей школе и воспитывала любовь к искусству, к прекрасному. Любовь к природе, к растениям, животным прививала детям ветеран педагогического труда М. П. Охалова в содружестве с лаборантом Л. П. Кинозеровой. Интересные опыты и уроки проводились в те годы в школьной теплице.
Коллектив 17-й школы считает ветераном педагогического труда секретаря учебной части В. Г. Белякову. Она душой болеет за школу, любит детей, радуется успехам и огорчается неудачам.
Школа не могла бы существовать без заместителей директора по хозяйственной части ветерана труда И. Ф. Сухоруковой и ныне работающей Т. Г. Швалевой. Каждый год 1-го сентября мы говорим им огромное спасибо за светлую, уютную, красивую школу.
Пожалуй, каждый ребенок в школе знает наших медицинских работников В. И. Шедракову и Е. Н. Черняеву, которые много внимания и заботы уделяют здоровью учащихся. Каждый год проводят углубленный осмотр выпускников школы, контролируют санитарное состояние учебных кабинетов, ставят на учет ребят с хроническими заболеваниями и следят за их режимом, питанием. Родители, учителя, учащиеся благодарят В. И. Шедракову за многолетний добросовестный труд.
Для наших учителей главная проблема заключается в том, чтобы создать условия, обеспечивающие творческое развитие способностей учащихся. Корректировка программ по предметам, активное участие учителей школы в их разработке, три года работы экспериментальных классов учебного комплекса ВЗФЭИ, внедрение программы «пилотной школы» позволили взглянуть на ребенка иначе, глубже раскрыть внутренний мир его, помочь в выборе профессий, в становлении личности учащихся, раскрыть их индивидуальные способности, содействовать воспитанию нравственного самосознания на примере народных традиций, праздников и обрядов.
Вторая проблема связана с научным руководством. Обычная школа более чем когда-либо нуждается в научном руководстве. Третий год в бизнесс-классах преподает доктор социологических наук Овчинников Олег Владимирович. Общение с профессором развивает у старшеклассников умение полемизировать, отстаивать свою точку зрения. В 1994 году 32 выпускника получили сертификат финансово-экономического института по специальности менеджмент, 82 человека — пользователя ЭВМ. Ежегодно студенты всех факультетов педагогического университета проходят практику в нашей школе. Хотелось бы, чтобы эта связь была неодносторонней. Нас тревожит и уменьшение числа учащихся, желающих получить глубокие и прочные знания по предметам, развивать профессионально-трудовые навыки и умения. Это объясняется, с одной стороны, ухудшением материального состояния семей, вовлечением (с целью получения заработка) школьников в работу коммерческих и других структур, а с другой — сокращением ПТУ. Чтобы решить эту проблему, мы создали содружество школы и школы народных ремесел В. Н. Бурчевского.
Следующая проблема связана с развитием материальной базы школы. 20 лет не обновлялась мебель в кабинетах физики и химии, ощущается острая нехватка третьего спортивного зала (гимнастического), в обеспечении всех учащихся полноценным питанием.
Можно с удовлетворением заметить, что некоторые из названных проблем уже удается решить благодаря деловым контактам с руководителями округа города, Управлением образования, с Московским финансово-экономическим институтом, частично с Поморским университетом, со школой Бурчевского, с Институтом переподготовки педагогических кадров. Хочется верить, что в наше нелегкое время школа сумеет не только выжить, но и сохранить и возродить свои лучшие традиции и воспитать достойное поколение.
Э. Н. ЖУРАВЛЕВА, директор школы.