Несколько строк из педагогической биографии ПАНОВОЙ Тамары Леонидовны. Родилась и закончила среднюю школу в Холмогорах. 1984 год — позади учительский институт. 1959-й — завершение учебыы на естественно-географическом факультете Архангельского пединститута. Учитель химии, биологии, географии в Котласском районе, затем в 29-й школе на острове Краснофлотском, в 8-й мужской восьмилетке.
Тамара Леонидовна была организатором внеклассной и внешкольной работы 9-й средней, директором 24-й восьмилетней школы. В 1974 году ей предложили возглавить строительство 17-й средней на улице Энгельса, а в сентябре 1975-го новостройка 1ачала свой первый учебный год.
...На торжественной линейке тогда собралось 800 учеников из разных школ города. Но каких! С хорошими никто не спешил расставаться. Каждый десятый состоял на особом учете, относился к так называемому разряду «трудных». В некоторых классах сидело до 40—50 человек. Надо было что-то делать, — вспоминает Тамара Леонидовна, - и в качестве первостепенной я поставила перед учителями задачу создать сплоченный ученический коллектив.
Не могу не назвать своих верных помощников: завуча М. В. Балабину (позднее заведующая гороно), завуча по начальным классам отличника народного просвещения В. П. Болдуеву; учителей литературы А. А. Агафонова и Н. Н, Агафонову; математиков Л. Я. Белабовкину, Э. Н. Журавлеву, Е. Е. Шубину, О. Г. Печникову; физика В. А. Петухова; биологов М. П. Охолову, Н. В. Чащину, Е. Б. Соловьеву; учителей начальных классов Г. И. Вершинину, О. С. Замараеву, Т, Т. Фомичеву, А, А. Мартынову, И. В. Афанасьеву; учителей обслуживающего и технического труда Л. П. Стрижову, Г. П. Зайцеву, Л. В. Голгнищева и многих других.
Первые годы директриса дневала и ночевала в школе: рабочий день ее обычно начинался в 7 утра и заканчивался в 10—11 вечера (школа работала в две смены). Целеустремленно занималась с «трудными», устанавливала контакты с родителями, совершенствовала учебный процесс, организовывала внеклассную работу, поднимала методическое мастерство учителей... Да разве перечислишь все то, из чего складывается профессиональная деятельность педагога-руководителя. И во всех повседневных делах и заботах опиралась на коллектив учителей, классных руководителей- Все они, не считаясь с личным временем и не взирая на незавидные заработки, отдавались любимому делу, закладывали традиции школы.
Сегодня их умножают молодые выпускники 17-й школы: зам. директора по воспитательной работе Е, В. Агафонова, математик Л. Г. Каторина, учительница начальных классов О. Ю. Елизарова, вожатая Ирина Иванова.
Педколлектив под руководством Тамары Леонидовны один из первых в Архангельске перешел на кабинетную систему обучения. Здесь внедрялся эксперимент обучения с шести лет. Студенты педучилища и всех факультетов Поморского университета круглый год проходят в школе № 17 практику, перенимая богатейший опыт творчески работающих мастеров педагогического труда. И успех сопутствовал коллективу. Школа стабильно завершала один учебный год за другим без второгодников .ц отсева, а 80 процентов ее выпускников получали высшее образование или продолжали учиться в вузах. Треть учащихся ежегодно награждалась Похвальными грамотами за успехи в изучении отдельных предметов.
Содержательно строилась и внеклассная работа с учащимися, для которых совместная деятельность - такая же потребность, как необходимость дышать. И учителя, понимая это, старались сделать жизнь ребят интересной, активной, а направляла и воодушевляла их опять же Тамара Леонидовна Панова. В успехе, достигнутом школой, немалая доля ее заслуг.
Сегодня Тамара Леонидовна на заслуженном отдыхе. Идут в ее адрес телефонные звонки и поздравления от бывших учеников со словами благодарности за уроки жизни, за душевность и преданность великому делу становления личности. Приятны ветерану эти слова любви и признательности, и как бы ни складывалась ее личная жизнь, знаем, что прожита она не зря: бывшие ученики достойны своего учителя.
В. КАРАМЗИН.