Выставочный проект "Золотой оттиск"

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа "Город Архангельск"

"Средняя школа №17" 

 163061, г. Архангельск, ул. Воскресенская, 106 кор.2

                                                                                                                                                                 20-31-08 - директор

                                                                                                                                                            23-95-76 - вахта    

                                                                                                                                                        23-95-81 - завуч

                                                                                                                                                                     20-36-40 - канцелярия

                                                 

                                                                                 e-mail: school17-arh@mail.ru 

Выставочный проект "Золотой оттиск"

 

Выставочный проект "Золотой оттиск"

 

 

В декабре 2019 года в Архангельске открылась выставка западноевропейских мастеров «Золотой оттиск». На выставке были представлены уникальные листы Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего и Рембрандта Харменса ван Рейна, которые позволили проследить основные вехи развития западноевропейского искусства эпохи Возрождения и Золотого века Голландского изобразительного искусства.

И, как обычно участникам проекта «Муза» предложили подготовить экскурсию по этой экспозиции. Ученица 10 а класса Евсевьева Юлия на открытии выставки познакомила посетителей с творчеством голландского художника Рембрандта ванн Рейна.

 

 

А в марте провела экскурсию по всей выставке для учеников 10 б класса.

И хотя выставка уже закончилась, у Вас, как обычно, есть возможность посетить ее заочно.

 

Я с радостью представляю вам выставку «Золотой оттиск». Впервые в экспозиции нашего музея представлено творчество западноевропейских мастеров эпохи Северного Возрождения и Золотого века Голландской живописи.

С какими фамилиями ассоциируется у вас эпоха Возрождения? Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, не так ли? И все эти величайшие мастера были представителями одной страны – Италии! Действительно, до конца XV в. Возрождение было явлением только итальянской культуры. Но на рубеже XV-XVI вв. Ренессанс, второе название Возрождения, преодолел границы Италии и быстро распространился по странам Западной Европы, получив название Северное возрождение.

 Культуру Северного Возрождения представляли такие страны как Франция, Швейцария, Англия, Нидерланды и Германия. Каждая страна имела свои особенности, но наиболее самобытный характер Северного Возрождения проявился в художественной культуре Германии и Голландии.

Наступивший 17 век стал для голландцев настоящим прорывом, и остался в истории Изобразительного искусства как Золотой век голландской живописи.

Голландские мастера 17 века ввели в моду реализм в живописи. В результате стали появляться всё новые и новые художники, которые удивительно быстрыми темпами развивали основы живописи, разрабатывали новые стили и жанры. На нашей выставке творчество Рембрандта представляет эпоху Золотого века голландской живописи, а Северное Возрождение представлено именами гениальных мастеров: Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом старшим.

Рассмотрение искусства Западной Европы рубежа 15-16 веков невозможно без рассмотрения творчества великого живописца, гравёра и теоретика искусства Альбрехта Дюрера.

 

Альбрехт Дюрер.

Автопортрет. 1498. Дерево.масло.

 

Он родился в 1471 году в немецком городе Нюрнберге в семье золотых дел мастера. Время, человеком которого был Дюрер, было временем удивительного сочетания контрастов: просвещённого гуманизма и мистики, желания реформировать церковь и страстной веры. Всё это своеобразие социальной и культурной жизни нашло отражение в творчестве Дюрера.

Пятнадцатилетнего Альбрехта отдают в мастерскую самого известного художника Нюрнберга Михаэля Вольгемута. Здесь он получает технические навыки, учится пользоваться различными материалами. Этот период очень важен, так как он определил всю будущую творческую жизнь Дюрера. Дело в том, что в мастерской Вольгемута не только изготавливали алтарные картины на заказ, но и резали печатные доски для ксилографий (гравюр на дереве). Молодой Дюрер овладел искусством рисунка для ксилографий и пристрастился к этому виду гравюры.

Техника создания ксилографии такова: вначале рисунок наносится на доску, затем резчик срезает ту часть доски, которая ограничивает рисунок. Наконец на доску накладывают лист бумаги и прижимают их друг и другу. На бумаге оттискивается изображение. Рисунок, созданный художником в переплетении тонких линий, получает в виде гравюры новую жизнь, возможность быть оттиснутым ещё и ещё. Дюрер понимал значение такого рода искусства. Именно в технике ксилографии выполнены иллюстрации к «Откровениям» Иоанна Богослова, книге, более известной под названием «Апокалипсис».

 

«4 всадника Апокалипсиса». А.Дюрер

Иллюстрации к «Откровениям» Иоанна Богослова, книге, более известной под названием «Апокалипсис».

 

В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Христа на землю, которые, согласно Библии, будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и бедствиями. Одной из самых известных гравюр этого цикла является гравюра «4 всадника Апокалипсиса». Бешеным галопом всадники мчатся по земле. Один стреляет из лука, другой убивает людей мечом, третий размахивает весами, четвёртый держит в руках вилы. Это - война, мор, нужда и смерть. Под копытами их коней гибнут все: бедные и богатые, мужчины и женщины. Тёмным средневековьем веет от этой гравюры, её готического стиля. Даже сейчас, спустя столько лет, мы остро чувствуем силу проповеди Дюрера, воспринимаем её как отражение страшного, но величественного времени.

 

Спустя 4 года обучения в мастерской Дюрер отправляется странствовать по Германии. Работая в городе Кольмаре, овладевает также техникой создания гравюры на меди. Именно в этой технике выполнена гравюра «Немезида или Богиня судьбы», написанная спустя несколько лет после возвращения Дюрера из ещё одного, уже итальянского путешествия. Кстати, Дюрер - первый немецкий художник, который направился в Италию для того, чтобы учиться. Раньше немцы тяготели к искусству севера, его миниатюрной тонкости и вычурности. А Италия этого времени - колыбель гуманизма, место возрождения античности. Итальянские художники прославляли самое ценное в мире – человека. И известная гравюра «Немезида» относится к кругу гуманистических сюжетов.

 

«Немезида или Богиня судьбы». А.Дюрер

 

На шаре изображена обнажённая женщина, держащая в одной руке кубок, а в другой – уздечку. В воздухе её поддерживают мощные крылья. Под ногами расстилается панорама: город у реки и голые склоны гор. Величавость фигуры контрастирует с мелочной дробностью пейзажа. Характерно, что в древнегреческой мифологии Немезида - богиня мщения, она наказывала за преступления и следила за распределением благ между смертными. В эпоху Возрождения больше рассматривалась богиней судьбы. Об этом говорят её атрибуты: кубок как символ награды и узда как символ наказания.

 

Лукас Кранах Старший. Автопортрет. 1550 год

 

Ещё один художник немецкого Ренессанса-Кранах Старший. Лукас Кранах Старший - график, придворный живописец. Точная дата рождения Кранаха Старшего не установлена. Также неизвестна и точная фамилия его отца – в Кронахе он работал художником, где и обучил сына азам изобразительного искусства. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер, а уже впоследствии его стали называть Лукасом. В качестве фамилии он и взял название родного города, которое произносится как Кранах.

Удачно сочетая в своих работах готические традиции, господствовавшие в те времена в немецком искусстве, и основные принципы живописи Ренессанса, Кранах сумел создать особенный стиль. На его работах фигуры персонажей гармонично вписаны в пейзаж, за счет чего художник очень точно передавал характер своих моделей.

Вот, например, перед нами одна из самых интересных, по-моему мнению, работ мастера - «Распятие».

 

«Распятие» Л Кранах Стапший

 

Она примечательна множеством деталей, знаков и символов. Давайте рассмотрим всё внимательно .

В нашей экспозиции гравюра представлена под названием «Распятие», второе название этой гравюры «Поклонение сердцу Иисусову». Работа была создана в 1505 году в Германии в технике килографии. Сюжет работы берёт своё начало из Священного Писания.

Действие гравюры разворачивается в двух пространствах: небесном и земном. Автор подробно рассказывает нам сюжет: в верхней части гравюры 4 ангела распростерли картуш с изображением кровоточащего сердца. Внутри сердца заключен сюжет распятия. Образ спасителя стремительно выдвигается с заднего плана к зрителю, ощущение движения создается за счет декоративных элементов, находящихся в динамике. Как будто от порыва ветра, набедренная повязка и декоративная лента взлетают в воздух. Внизу композиции, пораженные уведенным, в молитвенной позе застыли ученики и приспешники Христа. На заднем плане виден готический храм, символ дома господнего. Гравюра очень экспрессивна и эмоциональна по содержанию. Автору удаётся передать взволнованность и священный трепет свидетелей этой сцены.

 

Рембрандт Харменс ванн Рейн

Автопортрет в возрасте тридцати четырёх лет. 1640

 

А теперь давайте из Германии перенесёмся в Голландию, и поговорим о величайшем мастере того времени. Рембрандт - голландский художник, гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.

Наша экспозиция знакомит вас с Рембрандтом-офортистом. Надо сказать, что Рембрандт-гравер - явление, не имеющее аналогов в истории искусства. Великому голландцу были подвластны все жанры, от психологического портрета до драматических библейских сцен, от иронических уличных сценок до лирических сельских пейзажей. На нашей выставке представлены такие шедевры Рембрандта как «Три креста», «Проповедующий Христос. (Лист в 100 гульденов)», «Мельница», «Автопортрет, облокотившись о барьер», «Пейзаж с тремя деревьями» и др.

Первые работы в сложнейшей технике офорта были созданы им еще в 1626 году, в возрасте 20 лет. Сам художник ценил офорт наравне с живописью, неустанно добивался совершенства, снова и снова внося изменения в уже готовые пластины, достигая немыслимых технических, а главное, художественных высот.

Позволю напомнить, офорт-это разновидность художественной гравюры, отпечаток изображения готового клише, в основе которого находится металлическая пластина. Эта техника появилась в Европе в начале XVI века. Рембрандт внес огромный вклад в ее развитие.

Для достижения особой выразительности мастер применял различную технику изготовления офортов: повторное травление, технику сухой иглы, «затяжку» — растирание краски на пластине, а иногда комбинировал в одном офорте несколько видов техник.

Экспериментировал он и с бумагой, в частности, использовал так называемую «японскую бумагу» с желтоватым оттенком, оттиски на которой получаются более выразительными.

Некоторые из его офортов перекликаются с картинами, то есть сначала изготовливался офорт, а через некоторое время тот же сюжет реализовывался на холсте, но бывало и наоборот. В нашей экспозиции представлена работа «Возвращение блудного сына», выполненная в 1636 году, которая, возможно, являлась некой «пробой пера» перед написанием самой известной одноименной картины мастера.

 

«Возвращение блудного сына»

Рембрандт, 1636 год

 

Рембрандт создал небывалое число собственных портретов - всего около 80, треть из них - в гравюре. Именно с помощью их он учился передавать весь спектр человеческих эмоций.

«Он был настолько дерзок, что стремился

познать себя…» Не больше и не меньше,

как самого себя.

Для достиженья этой

недостижимой цели он сначала

вооружился зеркалом, но после,

сообразив, что главная задача

не столько в том, чтоб видеть, сколько в том,

чтоб рассказать о виденном голландцам,

он взялся за офортную иглу

и принялся рассказывать.

 

«Автопортрет, облокотившись о барьер»

Рембрандт ван Рейн, 1639

 

Рембрандт пытливо изучал свое лицо, фиксировал разные проявления собственных чувств, изображая себя, то удивлённым, то сердитым, то кричащим. Ни один живописец (офортист)\мастер прошлого не оставил столько изображений себя, как Рембрандт. Обратите внимание на автопортрет…, выполненный в 1639 году. В молодости он закручивал усы, ерошил вьющиеся волосы, надевал тюрбаны, береты, фетровые шляпы, камзолы. В зрелые годы он предстает на автопортретах в более строгом виде... Он достиг больших высот в раскрытии разных сторон своей личности.

 

Как и в живописи, главным в офортах Рембрандта был свет.

Перед нами гравюра «Три креста» (1653 год). Одна из лучших работ мастера.

 

«Три креста» Рембрандт, 1633

 

На ней изображена кульминация Страстей – смерть Христа на кресте. Все служит здесь для передачи вселенского размаха изображаемой драмы. И. в первую очередь, свет. Свет, льющийся сверху, фокусируется на Христе, двух разбойниках, распятых слева и справа от него – горечь и трагизм, рождаясь в глубине у распятия, как бы расходятся волнами, вибрациями по всей земле.

Жизнь и Страдание Христа стали главными темами не только этой работы. В последние годы жизни Рембрандт, можно сказать, исполнил собственную версию Библии.

И если это, так называемое, "Евангелие от Рембрандта" мы можем прочитать и понять без труда, то некоторые сюжеты его гравюр до сих пор остаются для нас загадкой. И одной из этих тайн является офорт «Фауст».

 

«Фауст» Рембрандт. 1652

 

Но что здесь загадочного, спросите вы? Дело в том, что Рембрандт зачастую не подписывал свои работы. Именно Отсутствие авторского названия этой гравюры породило множество гипотез по трактовке сюжета. Считают, что офорт первоначально назывался «Алхимик у себя в кабинете». А название «Фауст» закрепилось лишь после того, как Иоганн Гёте поместил этот офорт на обложку первого издания своей одноименной трагедии.

Давайте рассмотрим гравюру внимательнее. Мы видим ученого, мудреца или чародея, в кабинете-библиотеке, который только что читал или писал, погрузившись в свои исследования. И вдруг его что-то отвлекло. Приподнявшись с кресла, он напряженно всматривается в чудесное видение, сияющее на фоне окна. Его взору предстает светящийся диск, в центральной его части стоит христограмма INRI и надписью вокруг. Слева от светящегося круга поднимаются клубы дыма, выходящие из сосуда с круглым отверстием, стоящего на полу.

Обстановка кабинета - письменный стол с подставкой, груда книг на заднем плане, череп, справа внизу небесный глобус - Это обычный антураж для сюжета «Ученый (мудрец), размышляющий в своем кабинете». Весь этот набор предметов никак не помогает нам определить, что же происходит на самом деле, но заставляет нас всматриваться в картину вновь и вновь, стараясь угадать, что хотел сказать автор.

 

Но особое место в творчестве Рембрандта занимают женские образы. Вглядитесь в лицо этой женщины, можете ли вы сказать, что этот офорт льстит молодой невесте?

 

«Большая еврейская невеста» Рембрандт, 1635

 

Даже почитатели таланта художника делятся на тех, кто восторгается его женщинами, и тех, кто ставит под сомнение степень их привлекательности. Для Рембрандта принципиальным фактором являлась достоверность, он никогда не приукрашал внешность своих моделей, но писал их с особым трепетом.

Современники упрекали Рембрандта, в том, что он "брал моделью не греческую Венеру, а прачку и возводил ее на пьедестал образца женской красоты». Но он, не обращая внимания на претензии толпы, продолжал искать свою единственную музу.

Рембрандту повезло: главной моделью всех его женских образов стала его обожаемая жена.

В 1631 году будучи уже самым известным художником Лейдена Рембрандт переезжает в Амстердам. Он быстро завоевывает вкусы столичных ценителей искусства. У него появляется покровитель- самый влиятельный торговец произведениями искусства Амстердама, который снабжает Рембрандта заказами.

Однажды он придет в мастерскую Рембрандта не один, а со своей юной племянницей – Саскией. Она была дочерью бургомистра и обладательницей богатого преданного. Между молодыми людьми моментально вспыхнуло прекрасное чувство, и спустя год они поженились.

Саския была гением-вдохновителем мужа, его утешением и опорой. Жизнь сложилась легко и радостно. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью, любила позировать. Рембрандт неустанно посвящал своей жене картины, рисунки и офорты. Бывая на аукционах, он с удовольствием скупал редкие книги, экзотические предметы и обязательно — драгоценности и редкостные вещицы для Саскии. Ему доставляло большое наслаждение собственноручно украшать любимую, наряжать её в тончайшие вуали, дорогие ткани и крупные жемчуга. Саския отвечала художнику тем же обожанием.

Несмотря на свой благочестивый характер, ради мужа она могла согласиться даже на авантюру. Однажды Рембрандт, стремясь заработать побольше денег на своих картинах, тайком уехал в другой город, а его жена тем временем объявила о его смерти. Это известие всколыхнуло общественность, и ценители искусства бросились скупать картины Рембрандта, а после того, как большая часть его работ была куплена за несколько дней, Рембрандт, как ни в чем не бывало, вернулся, посмеиваясь над наивными ценителями прекрасного.

Но игры со смертью не прошли для Рембрандта даром. В семейной жизни художника наступает черная полоса. Один за другим умерли дети Рембрандта. Из его четырех детей выжил только сын Титос. Постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. У художника появляется много чисто пейзажных изображений. Это объясняют тем, что в это время в связи с болезнью жены Рембрандт вместе с ней много бывал за городом.

 

«Три дерева», Рембрандт, 1643

 

Этот офорт, который называется «Три дерева», отличает несвойственный художнику сюжет. Здесь изображена природа в бурном состоянии во время грозы.

На это указывают прямолинейная штриховка, искусно изображающая ливень. Левая сторона листа имеет более темный тон, что передает ощущение недостатка солнца, которое спряталось за низко клубящимися тучами.

Доминантами изображения выступают три дерева, которые противостоят порывам ветра. Они как 3 человека, не склоняются перед ударами судьбы. В этом офорте, несмотря на хмурое небо, теплится надежда, что все вместе они сумеют пережить грозу. Но, к сожалению, этого не случится. Саския умирает, оставив все наследство Рембрандту, но с условием, что он больше никогда не женится.

Долгие годы Рембрандт хранил верность Саскии, но спустя 12 лет он женится повторно. Избранницей станет няня Титуса Хендрике.

Мистическим образом, дела Рембрандта резко ухудшаются. Заказчики обходят мастерскую Рембрандта стороной, за долги с аукциона продается его имущество — дом и великолепные коллекции, собранные с любовью и тонким пониманием. Художник был вынужден переехать в один из беднейших кварталов Амстердама. Но через некоторое время умирает и Хендрике, а в 1668 году Рембрандт теряет и своего единственного сына Титуса. Художник остаётся с юной дочерью — Корнелией. Спустя год после смерти сына умирает и сам художник. Смерть его прошла почти незаметно, о кончине великого художника можно узнать лишь по краткой записи в погребальной книге церкви, при которой он был похоронен...

Он умер в полном одиночестве, но открыл живопись как путь в лучший из миров, в мир единства существования образа и мысли.

 

Рембрандт-гравер – уникальное явление в истории искусства им создано более 300 автопортретов, религиозных композиций, портретов, пейзажей, жанровых сцен, ню, нищих, гриффонажей.

Именно офорты принесли художнику прижизненную славу. Они позволяли познакомить со своим творчеством широкий круг людей. Так, За границей Нидерландов Рембрандта лучше знали именно как гравёра.

Вклад Рембрандта-офортиста в историю голландского и мирового искусства не менее значителен, чем Рембрандта-живописца. Он впервые по-настоящему исследовал все возможности офорта, разработал его специфический язык и на столетия вперед определил его стилистику.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения