Выставочный проект «Портрет семьи»
С 17 ноября 2018 г. по 17 ноября 2019 г. в Архангельске проходил масштабный выставочный проект «Портрет семьи» из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). За последние десять лет это была первая выставка столь высокого уровня.
В экспозицию вошли шедевры русского искусства XVIII–ХХ веков, среди которых известные живописные полотна выдающихся русских мастеров: Владимира Боровиковского, Ивана Хруцкого, Фёдора Толстого, Константина Маковского, Бориса Кустодиева, Дмитрия Жилинского и других. На примере этих замечательных полотен можно было проследить пути развития жанра семейного портрета в отечественном изобразительном искусстве с конца XVIII века до 70-х годов XX века.
Ученица нашей школы, Евсевьева Юлия, и еще 3 выпускника музейно-образовательного проекта «Муза» были приглашены на торжественное открытие выставки и блестяще выступили с мини-экскурсиями.
А вот на закрытии выставки ребятам было предложено провести настоящую экскурсию. С чем они отлично справились.
Нашей ученице выпала честь открывать финисаж. Юля рассказывала о художниках 18-19 веков.
Итак, давайте вместе с Юлей прикоснемся к волшебному миру искусства
Портрет, как жанр, появляется в русской живописи только в конце 17 века. Свое развитие жанр семейного портрета получил в творчестве сентименталистов. В экспозиции он был представлен работами Владимира Лукича Боровиковского (1757 – 1825).
|
|
|
Боровиковский В.Л.
Портрет И.И. Арбенева.
1799. Холст, масло. |
|
Боровиковский В.Л.
Портрет М.И. Арбеневой.
1798. Холст, масло. |
Это супружеская чета Арбеневых: Иосиф Иевлевич и его супруга Марфа Ивановна.
Сегодня нам мало о чем говорят эти имена, а вот в конце 18 века в Петербурге они были широко известны.
Давайте же познакомимся с нашими героями поближе. Глава семейства - Иосиф Иевлевич Арбенев происходил из древнего русского дворянского рода. 40 лет верой и правдой служил он Отчизне и вышел в отставку в звании генерала. На портрете мы видим убеленного сединами немолодого человека в мундире с орденской лентой, с регалиями. Он не смотрит на нас, но его добрые глаза улыбаются, от всего его образа исходит ощущение спокойствия, достоинства и благородства.
Напротив него, по традиции того времени, находится портрет супруги. Марфа Ивановна Арбенева, урожденная Козлова, происходила из знатного дворянского рода. Именно ей посвятил ей Державин этот экспромт:
Ну же, Муза!
Ну, ну,ну!
Настрой арфу,
Воспой Марфу,
Мне Арбенева жену.
Что Марфа прекрасна,
В том Муза согласна;
Что Марфа умна,
В том Муза скромна.
Фигура Марфы Ивановны буквально переливается перламутровыми розовато-жемчужными оттенками. Весь портрет будто окутан лирической мечтательностью и поэтичностью. Художник сумел создать образ милый и немного кокетливый.
Эта пара так и притягивает к себе взгляд. И не случайно автора этих картин называли мастером портрета. Владимир Лукич Боровиковский завершает плеяду крупнейших художников — портретистов 18-го века. В историю искусства В. Л. Боровиковский вошел, прежде всего, как яркий представитель сентиментального портрета.
Для сентиментализма характеры культ чувствительности, интерес к внутренней жизни человека и идеализация жизни на фоне природы,
Давайте обратим внимание на «Портрет детей художника» кисти Петра Васильевича Басина (1793 – 1877).
Басин П.В. Портрет детей художника.1850-е. Холст, масло
Художник изобразил своих детей на фоне летнего пейзажа. С портрета на нас смотрят очень красивые дети, но какая глубокая печаль таится в обращенных на нас глазах. Почему на портрете нет их матери?
Горячо любимая жена художника, Ольга Владимировна, умерла очень рано и оставила осиротевшими 6-х детей. Они изображены на портрете: 5 девочек и мальчика. Да, мы чувствуем грусть, но она светлая и нежная, как и колорит произведения. На картине мы видим большую дружную семью. По воспоминаниям современников, «Потеряв мать, старшие дети окружили младших заботой и вниманием». Посмотрите, девочки буквально прильнули к старшей сестре, Екатерине. И только Николай, единственный мальчик не смотрит на нас. Возможно, ему просто не нравится позировать – ведь это не мужское дело.
Думаю, вы согласитесь - именно идея кровного родства, взаимной привязанности, любви и поддержки, а также «глубоко затаенная горечь утраты пронизывают портрет детей Басина».
Совершенно другим в композиционном и колористическом решении предстает перед нами портрет братьев Бенуа.
Скотти М.И. Пять братьев Бенуа. 1847. Картон, масло.
Это камерный портрет. Автор его – Михаил Иванович Скотти (1814-1861) - представитель большой династии итальянских живописцев-декораторов. Его семья приняла российское гражданство, Михаил Иванович получил прекрасное образование. Академик, профессор исторической живописи, он был прекрасным живописцем, рисовальщиком, акварелистом. Михаил Иванович является автором портретов многих известных людей своего времени.
Перед нами – портрет братьев Бенуа. Конечно, когда мы слышим эту известную фамилию, сразу вспоминаем самого знаменитого представителя этого рода – блистательного Александра Николаевича Бенуа - русского художника, основателя объединения «Мир искусства».
Да, род Бенуа очень многочисленный и известный в России. Родоначальником русской ветви был Луи Жюль Бенуа– отец изображенных на картине. Он эмигрировал в Россию из Франции в 1794 году, служил главным кондитером при императорском дворе. У него было 18 детей, но выжили только 11, шесть из них – сыновья. Они и изображены на картине.
Но, скажете Вы, мы видим только 5 красивых молодых людей. Да, шестой присутствует незримо, и будто связывает всю композицию воедино – братья читают его письмо. Автор письма, Михаил Леонтьевич, был военным. Возможно, новости в письме не очень радостные. Лица молодых людей обращены к нам, братья смотрят на нас, но не видят. Они погружены в известия, полученные в письме. И мы можем беспрепятственно рассматривать их лица, отмечая безусловное фамильное сходство.
Еще один семейный портрет 19 века обращает на себя внимание. Согласитесь, он очень отличается от тех, что мы уже видели. Это не просто портрет, это настоящая сюжетная картина.
Толстой Ф.П. Семейный портрет. 1830. Холст, масло.
На ней художник Федор Петрович Толстой (1783 – 1873) изобразил себя вместе с семьей. Да-,да, тот самый Толстой. Вернее, из того самого графского рода.
По праву рождения ему была предначертана блестящая военная карьера морского офицера. Но он выбрал другой путь – он отказался от службы и стал художником. Надо сказать, что в то время художник уже занимает достойное место в обществе. Федор Петрович Толстой – яркий тому пример – вице-президент Императорской академии художеств, художник, рисовальщик, медальер и замечательный скульптор – мы видим его за работой в окружении жены и дочерей.
На картине изображена анфилада комнат вице- президента в Академии художеств. С большой тщательностью пишет художник детали интерьера, неслучайно эту картину считают образцом интерьерной живописи. Мы видим пространство, залитое светом, анфилада комнат уходить вдаль и заканчивается спальней. Интересная деталь – полог кровати падал на крючок Морфея, терракотовой скульптуры бога сновидений, созданной самим Толстым. Мебель из красного дерева выполнена по эскизам художника, а драпировки и чехлы на мебели вышила жена Федора Петровича.
Эту картину Толстого считают одним из лучших произведений и самого мастера, и русского портрета XIX века. Картина интересна тем, что это первое произведение художника в технике масляной живописи, которую он освоил в течение нескольких недель сам «по секрету» и, «не спрашивая ни у кого совета». Кроме того, это как мы уже говорили, автопортрет и портрет. И еще один интересный прием использует Федор Петрович - картина в картине. На стене мы видим произведение Клода Верне, придворного художника Александра 1, который прославился изображениями морских баталий.
По воспоминаниям одной из дочерей художника, все, кто приходил в гости к Толстым, а это были известные писатели, художники, актеры, восхищались новой для того времени обстановкой и атмосферой гармонии и доброжелательности, царящих в этом гостеприимном доме. Толстой создал картину своего семейного счастья и той атмосферы аристократизма и уюта, которая царила в его доме на Васильевском острове.
Вот и закончилась наша заочная экскурсия по выставке «Портрет семьи». Но впереди еще много встреч с прекрасным!