Ночь Искусств - 2017. Выставочный проект "Мечты и иллюзии"

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа "Город Архангельск"

"Средняя школа №17" 

 163061, г. Архангельск, ул. Воскресенская, 106 кор.2

                                                                                                                                                                 20-31-08 - директор

                                                                                                                                                            23-95-76 - вахта    

                                                                                                                                                        23-95-81 - завуч

                                                                                                                                                                     20-36-40 - канцелярия

                                                 

                                                                                 e-mail: school17-arh@mail.ru 

Ночь Искусств - 2017. Выставочный проект "Мечты и иллюзии"

 

Ночь Искусств – 2017. Выставочный проект «Мечты и иллюзии»

 

 

26 октября 2017 года в Музее ИЗО открылась выставка «Мечты и иллюзии», посвященная 100-летию Великой Октябрьской Социалистической революции.

Выставочный проект включает в себя произведения живописи и графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из коллекции Музейного Объединения.

В рамках Всероссийской Акции «Ночь музеев» выпускники проекта «Муза» провели мини-экскурсии по выставке «Мечты и иллюзии»

Яковлева Д. представила картину Евсея Моисеенко «Нас водила молодость»

 

 

Евсей Моисеенко «Нас водила молодость»

Юность века запечатлел на своих полотнах Евсей  Моисеенко. Юность,  что вошла в жизнь людей вместе с Октябрьской революцией, с борьбой за счастье народов первого в мире социалистического государства. С  романтических полотен художника смотрят на нас герои гражданской войны, молодые и вдохновенные, как само это время, как его песни, его нестареющие легенды. Тема боевых походов, подвигов и жизни красноармейцев —основная тема творчества художника. Она представлена и на картине, что перед нами «Нас водила молодость», написанная в 1975 году.

 

Евсей Евсеевич Моисеенко – советский живописец, народный художник СССР, член Академии художеств, лауреат Ленинской премии – родился в 1916 году в глухом белорусском селе.

В жизнь его Октябрьская революция  вошла одетой в солдатскую шинель и буденовку. Первое воспоминание о ней неразрывно слито в его памяти с приходом красных в родное село: «Я помню себя мальчишкой в глухом селе Белоруссии — Уваровичах. Стоя за дощатым забором, я с восторгом смотрел на проносившихся мимо меня запыленных всадников-красноармейцев на взмыленных конях, они мне казались гигантами. Это было необыкновенно! Такими я помню их и поныне — они действительно были гигантами...»

У Моисеенко рано проявилась тяга ко всему героическому. Еще в школьные годы Буденный, Тухачевский, Чапаев были его любимыми героями. С восторгом слушал он рассказы о беспримерных подвигах участников гражданской войны, о красных конниках, о боевых походах. «Уже тогда полюбились мне динамичные ритмы кавалерии», — говорит Моисеенко.

Учась в Москве, ему  посчастливилось услышать в Колонном зале Дома Союзов голоса Михаила Светлова, Эдуарда Багрицкого, Владимира Луговского. Полная страстного пафоса поэзия революционных лет была очень созвучна его творческому кредо: «Я не могу без волнения читать многие произведения советских поэтов, посвященные этому незабываемому времени. Нужна была, очевидно, полная отдача сил, нужна была вера без остатка в эти идеалы, чтобы с такой фантастической щедростью расплескать свои чувства»,—говорит художник.

Не случайно назвал он свое произведение «Нас водила молодость», подчеркивая значение поэзии как источника вдохновения.

А при первом взгляде на картину на память приходят  строки Светлова из знаменитой «Гренады».

Мы ехали шагом, 

Мы мчались в боях, 

И "Яблочко"-песню 

Держали в зубах. 

Ах, песенку эту 

Доныне хранит 

Трава молодая - 

Степной малахит. 

 

 

Давайте обратимся к картине. Все несколько необычайно на этом холсте. На первый взгляд – это мешанина из летящего коня, падающего с него человека, гитары с синим бантом, луговых трав, церквушки в углу и бирюзово - синего вихря…

Картина не отпускает и заставляет вглядываться, рассматривая мельчайшие детали, разгадывая, что хотел сказать художник.

Вот мы видим силуэты проносящихся в стремительном движении кавалеристов, огромные массы холмов, взрывные волны, напоминающие фантастические воздушные шары.

В порывистой, эмоциональной манере письма раскрывается горячее желание художника донести до зрителя истинный смысл легендарных событий, величие героического подвига, совершенного бессмертными всадниками революции.

Напряженная колористическая гамма, темпераментное письмо, плотная и звучная фактура каждого мазка гармонично создают мужественное романтическое звучание этого полотна.

Именно благодаря четкой ритмике построения, резким цветовым контрастам, остроте и динамичности форм создается взволнованное, напряженное настроение. Холст полон движения, неудержимости и огня битвы.

Но вот…движение прервалось, остановилось на мгновение. На переднем плане юный кавалерист, сраженный шальной пулей. Он упал навзничь, отчаянно заломив руки. Жизнь  его оборвалась на взлете как эта порванная струна на гитаре,  на самой высокой ноте.

 Но вглядитесь! Картина удержала то, что было секунду назад (ровно секунду).  А дальше… «отряд не заметил потери бойца» и только маки, как капли крови остались зримым напоминанием об этой трагедии.

И вновь пульсируют строки:

«Мы мчались, мечтая

Постичь поскорей романтику боя -

язык батарей»

Вот здесь начинается движение, закручивается, словно вихрь. А куда мчатся они в этом мощном круговороте? Автор не дает нам четкого ответа на этот вопрос. В этом заключается мастерство художника. Он заставляет нас задуматься: задуматься о судьбе России, которая несется вперед, за край картины – лошади, тройка – всегда были символом России, задуматься о судьбе этих молодых отчаянных кавалеристов, готовых, без раздумий отдать свою жизнь за Родину, и, конечно, о судьбе одного человека в этом бешеном круговороте событий.

Слияние романтической мечты и неповторимой жизненной достоверности характеризует образное содержание этой картины.

Творчество Моисеенко – поэзия, которую можно видеть. Именно в этом его особенность, отличие и сила.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения